Кажется, фильм - отражение протестующего движения – что поразило вас в этом движении и как они узнали о фильме? Дэвид Кроненберг: Ну, они никак не знали о нем, потому мы застряли на сценарии, на самом
деле – просто так получилось, что то, что Дон ДеЛилло написал, стало
вроде предвидения или ясновиденья, и, кажется, что мир просто следовал
вслед за ним. $CUT$Но, например, Пол Джаматти написал мне: ‘Я не могу
поверить, я только что видел, как Руперт Мердок получает тортом в лицо’,
потому что мы только что отсняли сцену, где Эрик Пэкер (Паттинсон)
получает тортом в лицо! (смеется) Это было, конечно, странно снимать
сцены антикапиталистических беспорядков на улицах Нью-Йорка и затем
читать о протестующем движении. Но на самом деле фильм не об не
анти-капитализме и было отмечено где-то, что движение «Захвати
Уолл-Стрит» не антикапиталистическое; они хотят кусок этого; они хотят
99%, чтобы быть частью капиталистической мечты. Бенно – герой Джаматти,
любит капитализм и инвестирование и жалуется на то, что он остался
позади Эрика, который разрушил то, с чем Бенно любил работать.
читать дальше
Мы
видели в фильме перефразирование коммунистического манифеста, с
лозунгами: ‘Призрак бродит по миру - призрак капитализма’, и вы изменили
валюту - в книге была японская иена, а в фильме стала китайская юань…
Дэвид Кроненберг:
Это была только моя слабая попытка, как невежи с точки зрения
экономики, сделать этот фильм своего рода футуристическим письмом. С тех
пор, как книга была написана, иена рухнула, и тогда было цунами,
которое обрушилось на Японию, и вдруг валюта стала неустойчивой. Теперь
очевидно, что «взгляд на восток» Дона был правильным, но это Китай,
который станет мировой державой, и к 2015 году юань будет полностью
конвертируемой валютой и, следовательно, может вытеснить доллар в
качестве мировой валюты.
А интенсивное использование крыс в
качестве символов в фильме, связано с китайским Новым годом, если вы
желаете поговорить о метафорах…
Дэвид Кроненберг: Я никогда не уклоняюсь в метафоры! (смеется).
Как сообщается, вы планируете вместе поработать над проектом «Карты к звездам» - это так?
Дэвид Кроненберг: Роб, ты нашел финансирование? (смеется) (Паттинсон:
Ха! Вы, наверно, знаете лучше меня, я хочу это сделать, поэтому я начал
говорить об этом, чтобы получить финансирование! (смеется). У нас
есть блестящий сценарий Брюса Вагнера - таким образом, этот фильм, как и
«Космополис» - его будет не так легко продать. Он на грани чего-то
неприятного и тревожного, и эмоционального, но он также странный [о
смысле фильма]. К концу фильма, «Космополис» становится странно
печальным и эмоциональным, но это «подкрадывается» к вам, потому что вы
никогда и не думали, что этим все закончится.
Можно
проследить такую мысль в фильме, что у Эрика больше нет никаких знаний,
которые он ищет и что нигилистический аспект явно преобладает в его
характере – как вы искали подход к герою, Роб?
Роберт Паттинсон:
Я не думаю, что он стал нигилистом – я думаю, здесь была идея в
энергии. Он не отталкивает вещи сознательно, он думает, что близок к
чему-то. Тогда все начинает рушиться. Я не думаю, что он сознательно
разрушал себя.
Вы оглядываетесь на свои предыдущие фильмы,
пока работаете над новыми, и сознательно или бессознательно развиваете
‘Темы Кроненберга’?
Дэвид Кроненберг: На самом деле,
я не думаю о моих других фильмах. Вы спрашиваете меня, анализирую ли я
свои фильмы, и я могу это делать – но я не буду, потому что это ваша
работа! (смеется). Радость для меня [находиться] ночью на улице со
съемочной группой и актерами, и не думать о «Сумерках» или «Сканнерах» -
а думать о «Космополисе» и Эрике Пэкере. Когда я составляю фильмы в
одно целое, мне нужно думать про звездную ценность актеров, о паспорте
Роба во время канадско-французского производства, но все это не имеет
отношения к творческим решениям во время съемок фильма. Так что я
стараюсь быть отвлеченным от ненужных мыслей.
Весь фильм обусловлен, казалось бы, тривиальной задачей – желанием Эрика подстричься…
Дэвид Кроненберг:
Но это не тривиально – он говорит в фильме: ‘ Что такое стрижка? Это
календарь на стене, это кресло, это люди по соседству’. Это его прошлое.
Он возвращается в свое детство, где он был как-то чище и невинней. И
когда он сидит в кресле парикмахера – и Роб, вероятно, даже не знал, что
он делает это – он становится ребенком, а старый парикмахер – его отцом
или дедом. И есть замечательный момент, когда парикмахер говорит: ‘В то
время тебе было четыре…’, и Эрик поправляет его: ‘Пять.’
Роб
– слоган фильма ‘Приготовьтесь удивиться’ – он, возможно, направлен на
ваших фанатов, и, как ты думаешь, им понравится фильм?
Роберт Паттинсон:
Я надеюсь, люди придут… (смеется) Сумеречные фанаты могут быть
недружелюбными, возможно, из-за их упорства – мы были в Германии, и все
эти люди долго стояли снаружи, это был печальный день, и все кричали. Но
когда ты идешь по красной дорожке… Я имею в виду, кто-то дал мне книгу
Лоуренса Ферлингетти в Лиссабоне, и это вам не плюшевые мишки! По
какой-то причине, «Сумерки» привлекли огромный круг людей и объединили
их, потому что так легче [для прессы], когда вы представляете толпу
кричащих людей, но это довольно странный круг людей, так что, возможно,
им понравится! Много людей, которые приезжают на премьеры в Европу,
видели фильм 3 или 4 раза, и у них есть довольно интересные отзывы.
Было что-то, что удивило вас, Дэвид?
Дэвид Кроненберг: Ну, у многих из фанатов были экземпляры «Космополиса»
для нашего автографа, и они действительно читали книгу! И веб-сайт,
который создали Сумеречные фанаты, на самом деле великолепный и сделан с
тонким вкусом. Окей, может быть, они читали одного «Гарри Поттера» или
«Сумерки», но сейчас они читают Дона ДеЛилло! (смеется).
Перевод и редактура: Vicki_Heaven, специально для http://robstenland.ru